VI Всероссийская филологическая школа: от слова — к тексту (15–21 октября 2017)

24 октября 2017

Завершился ежегодный культурно-образовательный проект для школьников, занимающихся филологией.

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…

А. С. Пушкин

По традиции в Санкт-Петербурге в осенние дни прошла Всероссийская филологическая школа, которая объединила юных филологов из разных регионов нашей страны. В этом году во Всероссийской филшколе приняли участие 123 школьника из девяти городов России: Улан-Удэ, Асбеста, Нарьян-Мара, Москвы, Ноябрьска, Благовещенска, Новомосковска, Чусового, Санкт-Петербурга.

  

«От слова — к тексту» — так называлась тема VI Всероссийской филологической школы. На протяжении шести дней участники проекта учились писать тексты, творчески мыслить, выражать свои мысли в слове грамотно, выразительно. Традиционно программа ВФШ включала учебные занятия, экскурсионную программу и проектную деятельность.

Всероссийская филологическая школа проходила на образовательных площадках: филологическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, Президентском физико-математическом лицее № 239, Второй Санкт-Петербургской гимназии, центре дополнительного образования «Альфа-Диалог». Занятия на проекте проводили преподаватели вузов, учителя петербургских школ, журналисты, известные ученые-методисты. На занятиях ребята не только узнавали много нового, например, о современной детской литературе, научно-популярном стиле речи, технологиях чтения, но и учились писать сочинения, лимерики, хокку, репортажи, зарисовки.

Вспомним, после завершения экскурсии в Русском Музее участники филшколы получили задание написать сочинение по картине, которая была представлена на экспозиции («Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Озеро» И. И. Левитана).

«Я приезжаю на ВФШ уже не первый раз, но каждый год открываю для себя что-то новое, знакомлюсь с новыми людьми, которые имеют интерес к филологии, как и я. Конечно, самая интересная для меня часть программы — занятия. Каждый урок интересен и оригинален. Особенно мне понравилось занятие «Чистая радость творчества». Ольга Васильевна Астафьева рассказала нам об Э. Лире и разбудила во мне способность писать лимерики — шутливые пятистишия. Вот один из них:

Шестая группа ВФШ
Чуть Питер весь не разнесла,
В кафе на люстре мы вися,
Кричали громче всех и вся.
Шестая группа ВФШ».

Юлия Циповяз, г. Ноябрьск

Как отмечали участники проекта, именно на занятиях они сделали множество удивительных открытий.

«Никогда я не испытывала такого восторга от обучения. Здесь каждый урок чем-то отличался от предыдущего, дарил нам новые ощущения, открывал нам неизвестные стороны, помогал поверить в себя. Мне запомнился урок „Звучащее слово“, который проводил Виктор Иванович Николаев. Все занятие мы учились говорить и рассказывать „свою историю“».

Екатерина Мазурова, г. Асбест

Конечно, программа ВФШ была очень насыщенной. Ребятам запомнились экскурсии в музее А. А. Ахматовой в Фонтанном Доме, музее Ф. М. Достоевского, музее-квартире А. С. Пушкина, Мемориальном Музее-Лицее. Многие экскурсии были интерактивными и требовали непосредственного участия каждого (участники проекта отвечали на «Лицейском экзамене» в Музее-Лицее, разгадывали секреты Шереметевского сундука в музее А. А. Ахматовой в Фонтанном Доме и др. В рамках ВФШ школьники представили свои исследовательские работы на конференции «Я – исследователь», получив опыт публичной защиты научной работы, участия в научной дискуссии.

Традиционно завершилась филологическая школа представлением творческих проектов «Моя филологическая школа». Целую неделю ребята готовили выступление. Главным условием творческого проекта стало написание каждым участником творческой работы. Нужно отметить, преподаватели высоко оценили проектные работы школьников!

На каждой филологической школе отмечают лидеров образовательного проекта – участников, которые наиболее ярко проявили себя на занятиях, во внеучебной деятельности. Работу в проекте оценивали преподаватели, руководители делегаций, тьюторы.

Лидерами ВФШ в 2017 году стали:

Попов Данил (Нарьян-Мар), Буланкин Андрей (Ноябрьск); Гольденберг Давид (Москва), Ячнева Виталина (Ноябрьск); Мышкин Михаил (Москва), Соболь Ульяна (Москва); Ведута Анастасия (Москва), Торяник Тимофей (Ноябрьск); Глафира Чаликова (Новомосковск), Александра Пивоварова (Новомосковск); Иванов Константин (Ноябрьск); Брусницына Алена (Асбест), Кошкова Татьяна (Нарьян-Мар); Занаева Арюна (Улан-Удэ), Меледина Валерия (Чусовой).

  

Центр «Альфа-Диалог» поздравляет лидеров ВФШ и благодарит руководителей делегаций за большую работу по организации программы!

«Этот проект не только оправдал мои ожидания, но и превзошел их!»

Анатолий Алексин, Москва.

До встречи на VII Всероссийской филологической школе в 2018 году!

Успехов, творчества и вдохновения!

Пишет ученик слова:
солнце, дерево, трава,
«Альфа-Диалог», учеба,
Пушкин, Эрмитаж, Нева.

Как вместить в одну строку
моему ученику
все, что за три дня случилось
на коротком на веку?

Крепнет слово, строен слог,
не забудется урок.
И за все тебе спасибо,
славный «Альфа-Диалог»!

Еникеев Айрат Марсович

Подробнее о торжественной церемонии открытия и закрытия на официальном сайте РГПУ им. А. И. Герцена.

Фотографии проекта вы можете посмотреть в галерее. Еще больше фото — в нашей группе в контакте.