Петербургский этап проекта «Школа диалога народов России: литература и жизнь»

14 апреля 2018

В весенние дни в Петербурге состоялся очный этап Всероссийского социально значимого проекта «Школа диалога народов России: литература и жизнь».

Участниками петербургского (очного) этапа проекта, который проходил с 9 по 14 апреля 2018 года, стали победители конкурса творческих работ. В Санкт-Петербург для участия в учебной культурно-творческой программе были приглашены 26 школьников в сопровождении 25 педагогов из 19 регионов России.

На открытии проекта в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена победители конкурса получили дипломы и, наверное, самый долгожданный подарок — книгу творческих работ. Ее участники проекта «Школа диалога народов России: литература и жизнь» написали самостоятельно.

Через весь проект красной нитью прошла идея диалога: культур, литератур, народов нашей страны. Проект открыл участникам новые имена национальных писателей. Знакомясь с башкирской, дагестанской, татарской, чувашской, якутской и другими литературами, участники расширяли свое представление о жизни и духовном мире народов России.

В программе очного этапа проекта были занятия и экскурсии, встречи с интересными людьми, знакомство с Петербургом, посещение театра, мероприятия, связанные с изучением литературы народов России. Так, на занятии «По страницам литературы народов Севера» вместе с преподавателем Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена Валерией Степановной Федоренковой участники говорили о северной литературе, узнали о ее становлении и развитии.

Звучали стихотворения национальных поэтов на русском и на родных языках в исполнении участников проекта на Празднике поэзии, который проходил в Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина. Конечно, участники читали произведения своих любимых авторов: С. Стальского, Н. Наджми, П. Хузангая, Г. Тукая, Э. Асадова, М. Джалиля, М. Карима и многих других.

«Проблемы содержания и методики преподавания литературы в современной школе» — так назывался Всероссийский педагогический семинар, организованный для учителей в рамках проекта. Елена Робертовна Ядровская, руководитель проекта, директор центра «Альфа-Диалог», доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, вместе с коллегами обсудили вопрос о месте и роли национальной литературы в системе школьного литературного образования.

Участники проекта посетили Российскую национальную библиотеку, познакомились с деятельностью отдела национальных литератур. Диалоги о национальной литературе были продолжены на встрече с петербургскими писателями: Николаем Бутенко, Жанной Бочмановой, Гумером Каримовым, Антониной Каримовой, Виолеттой Мининой, Гурией Османовой.

Яркими событиями петербургской недели стали посещение балета «Лебединое озеро» в Михайловском театре, занятие Ольги Васильевны Астафьевой «Вечные истины басни в диалоге культур и эпох», экскурсии в Музее-квартире А. С. Пушкина, Русском музее.

О значении проекта говорили его участники, учителя:

«Проект учит уважению и взаимопониманию, демонстрируя своеобразие культур разных народов» (Иванова Елена Сергеевна, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл).

«Еще в советские годы в университете мы изучали произведения Ф. Искандера, В. Быкова, Ч. Айтматова, М. Карима и многих других. Сейчас к прозе национальных авторов интерес стал снижаться совершенно незаслуженно. Думаю, наша учительская задача — на уроках литературы уделять достойное внимание произведениям национальных авторов, знакомить детей с замечательным наследием» (Петровских Елена Александровна, Суксун, Пермский край).

«Диалог культур состоялся! Каждый участник почувствовал себя частичкой великой многонациональной страны, испытал чувство гордости за нее. Это был незабываемый праздник Слова, Звучащей Речи, значение которого сложно переоценить» (Косырева Светлана Николаевн, Русаковы Наталья Александровна и Екатерина, Саратов).

Напомним, на конкурс (первый этап проекта) было представлено 613 работ из 66 регионов России и Республики Казахстан, посвященных творческому осмыслению произведений литературы народов России. Два этапа проекта показали: национальная литература интересна сегодня, она нужна российскому школьнику для понимания себя и нашей многонациональной страны.

Проект реализуется при поддержке Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

Проект «Школа диалога народов России: литература и жизнь» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Фотографии и видео с петербургского этапа проекта опубликованы на нашем сайте и в группе «ВКонтакте».