«Альфа-Диалог» — среда развития!

«Альфа-Диалогу» 10 лет: от первых незначительных зарубежных программ в соседней Скандинавии в 2007 году — к масштабным всероссийским и международным проектам сегодня.

Сегодня «Альфа-Диалог» — это более 5 000 участников наших проектов (школьников, студентов, родителей, педагогов). Это представители 79 субъектов РФ, 10 зарубежных стран, жители более 300 городов и сел России.

Установка на человека, «неориентированность» на экзамен и баллы, разнообразие форм деятельности и ответственная свобода выбора пути и содержания, диалогичность — вот главные черты той системы, в которой живет и работает наш Центр.

  



За десять лет работы организация накопила значительный опыт в разработке и реализации культурно-познавательных, просветительских и образовательных проектов. «Диалог открывает мир» — эти слова стали профессиональной и личностной установкой каждого из работников Центра. Диалог открывает мир: и тот, что окружает нас, и тот, что внутри нас. От диалога с миром — к диалогу с самим собой. Еще десять лет назад, когда слова воспитание, духовность, патриотизм, человечностьсправедливость были «немодными» и диссонансом звучали на фоне модных успеха и успешности, мы начали строить свою систему деятельности на основе вечных человеческих ценностей и достижений культуры.

От первых робких поездок со школьниками в соседние Финляндию и Швецию — к большим международным детским программам в Словении и Англии; от первого Всероссийского семинара для сорока учителей на острове Готланд (2007) — к большим Всероссийским и международным мероприятиям: форумам и конференциям в Санкт-Петербурге и стажировкам в странах Европы. Программы зарубежных проектов были направлены не только на изучение опыта иностранных коллег, но и на распростра-нение отечественного. Так, в 2013 году Центром при поддержке Фонда «Русский мир» в Республике Словении был реализован проект «Русская филологическая школа», направленный на развитие представлений у школьников, изучающих русский язык за рубежом, о русской филологии и культуре (кино, музыке, песне, фольклоре и литературе).

  

На этом пути развития в течение многих лет нам помогали и поддерживали Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, альма-матер для каждого из нас, и Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» — одна из самых крупных и авторитетных организаций для детей и педагогов в нашей стране. Немалую роль в развитии нашей организации сыграла научно-методическая школа проф. В. Г. Маранцмана. Имя этого выдающегося ученого и переводчика долгие годы объединяло и объединяет методистов России. А наш центр является сегодня методической площадкой для занятий студентов герценовского филфака, учителей и преподавателей вузов Петербурга и многих других городов России. Здесь, в «Альфа-Диалоге», студенты приобщаются к наследию петербургской методической школы в области преподавания литературы, здесь некоторые из них проходят учебно-исследовательскую практику.

 

«Живые» книги и реальные дети окружают студентов на учебных занятиях в «Альфа-Диалоге». Опыт, полученный студентами на проектах Центра, по их мнению, оказывается бесценным, так как позволяет им стать не только участниками проектов, но и побывать в роли педагога-организатора,
тьютора, учителя, режиссера, журналиста, фотографа. Особую роль в развитии нашего Центра сыграла Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Благодаря Ассоциации и грантовой поддержке со стороны государства в 2015 году в «Альфа-Диалоге» был создан Научно-методический совет по преподаванию литературы и русского языка.

Сегодня Совет объединяет более 30 ведущих ученых-методистов нашей страны из Петербурга и Москвы, Оренбурга и Нижнего Новгорода, Татарстана и Дагестана, Кирова, Иванова, Челябинска, Якутска. В период закрытия методических кафедр и диссертационных советов по методике преподавания литературы (в герценовском университете Совет Д.212.199.13 закрыт в 2014 году) создание такого профессионального научного сообщества чрезвычайно важно. В первый же год работы Совета были подготовлены Аналитический доклад «Проблемы методологии предметных методик и стратегии развития школьного образования в области русского языка и литературы» и «Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы» (2015).

 

Центральными проектами для детей на протяжении многих лет являются проекты «Всероссийская филологическая школа» и «Петербургский читательский форум». В 2017 году Всероссийская филологическая школа, которая пройдет в традиционные осенние сроки с 15 по 21 октября в Санкт-Петербурге, будет посвящена текстовой деятельности школьника и направлена на развитие потребности «отвечать» на прочитанное и прожитое: выражать свои мысли и чувства в слове, создавать свой текст культуры. И здесь нашими помощниками-партнерами на протяжении многих лет являются Государственный Русский музей, Российская национальная библиотека, Центральная городская детская библиотека им. А. С. ПушкинаАкадемия Талантов.

  

На протяжении многих лет центр сотрудничает с Творческой лабораторией «Ювента» (художественный руководитель — Виктор Иванович Николаев) и совместно с ней, а также с Центром чтения Российской национальной библиотеки и Фондом поддержки образования проводит Петербургский читательский Форум: праздник чтения, детского творчества, радостного общения. В 2016 году этот проект был поддержан Президентским грантом. Каждый год на Форум приезжают школьники, педагоги и родители из разных городов России. В этом году в Форуме приняли участие делегации из Алдана (Республика Саха (Якутия)), Владивостока (Приморский край), Горнозаводска (Пермский край), Махачкалы (Республика Дагестан) и Санкт-Петербурга. Впервые в этом году Форум принимал и зарубежных участников — делегацию школьников из Республики Казахстан, победителей заочного этапа Форума. Так Форум постепенно расширяет свою географию, ведь чтение и общение людей не имеет границ!

  

Вот уже не один год наш Центр разрабатывает и реализует проект «Учимся в Петербурге». На проект приезжают школьники и педагоги из разных регионов России, выбрав направление для обучения: литература и история (гуманитарная сессия), занимательная наука, иностранный язык. Традицией для участников гуманитарной сессии стали поездки в Псков и Пушкинские Горы: за знаниями и вдохновеньем.

 

 

На протяжении многих лет наш Центр проводит Филологические семинары (всероссийского и международного уровней) и педагогические семинары по изучению передового российского и зарубежного опыта в сфере образования.

С момента получения лицензии на образовательную деятельность (2013) наш Центр стал активно развивать программы, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов. За последние три учебных года в «Альфа-Диалоге» прошли обучение более полутора тысяч педагогов России.

В 2016 году наша организация стала исполнителем государственного контракта по повышению квалификации педагогов Всероссийского детского центра «Орленок» (обучение прошли 180 человек).

Уже несколько лет «Альфа-Диалог» является активным участником и одним из победителей конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации.  В 2017 году нами был реализован уникальный по социальной значимости проект «Форум династий учителей-словесников „Чтоб не распалась связь времен…“», в котором приняли участие представители из 53 регионов России. По итогам заочного этапа Форума был издан сборник педагогических эссе и историй династий учителей-словесников. По словам студентов, будущих учителей, принявших активное участие в Форуме, чтение работ педагогов укрепило их в выборе профессии, заставило задуматься над многими важными вопросами в жизни, открыло трудные и все-таки счастливые дороги учительства.

  

К нам на проект приезжают разные дети: с разным уровнем знаний и мотивации, жизненным опытом и способностями. Но мы глубоко убеждены в том, что каждый человек от природы талантлив и добр и способен к развитию, и эти качества и потребности нужно только пробудить. И потому одна из установок нашей работы — принцип относительной успешности каждого, когда учитывается индивидуальный контекст развития ребенка, а не общий рейтинг. И по давней традиции лидером проекта становится тот из участников, кто в максимальной степени соответствует следующим критериям:

  1. Уровень мотивации к обучению (насколько я был готов познавать новое и насколько мне это удалось).
  2. Уровень активности и качества работы на занятиях (как я проявил себя на занятиях).
  3. Уровень коммуникативной компетентности (как я общался с другими людьми).
  4. Креативность (как я проявил свои творческие способности во внеучебных мероприятиях).

Главную свою цель во всех проектах мы видим в том, чтобы создавать условия для развития детей и взрослых: студентов, учителей, преподавателей, родителей. Пробуждение мотивации к познанию и творчеству, к радости открытия мира и самого себя — вот задачи наших проектов. Содержанием учебных занятий нередко становится не просто интересный и полезный материал, а материал, трудный для самостоятельного эстетического и духовного осмысления: тексты культуры, которые помогают понять, как связаны искусство, наука и жизнь.

«Альфа-Диалог» — место встречи: людей, идей, событий. В этом году благодаря проекту «Тексты культуры в жизни учителя и ученика» наш Центр
организовал лекции и мастер-классы с интереснейшими людьми города: методистами, искусствоведами, философами и сценаристами, учеными-
филологами и уникальными творческими учителями Петербурга. Искусство, наука, природа, человек стали предметом для осмысления мира-текста, диалогом человека-читателя с Большим Временем.

В августе 2017 года наш Центр вновь стал победителем конкурса президентских грантов, что дает нам возможность осуществить проект
«Школа диалога народов России: литература и жизнь», направленный на развитие взаимопонимания между представителями разных национальностей нашей большой страны.

Оглядываясь назад, мы видим, какой интересный и трудный путь мы прошли за эти 10 лет и как много прекрасных людей встретили на этом пути.

За эти годы не одно поколение школьников «выросло» вместе с нами, а их замечательные педагоги стали нашими друзьями-единомышленниками: Ирэна Игоревна Эктова (Верхняя Салда), Ирина Михайловна Шония (Пермь), Татьяна Павловна Евсигнеева (Москва), Марина Александровна Зенгер (Норильск — Москва), Татьяна Степановна Новгородцева (Норильск), Валентина Николаевна Ковалева (Владивосток), Елена Сергеевна Иванова (Йошкар Ола), Елена Васильевна Яковлева (Пермь), Татьяна Алексеевна Елаева (Улан-Удэ), Наталья Владимировна Лебедева (Ноябрьск), Татьяна Леонидовна Баранова (Ноябрьск — Москва), Наталья Константиновна Сидоркина (Ленск), Светлана Юрьевна Городович (Благовещенск), Марина Ивановна Пешкова (Архангельск), Алла Алфеевна Михашина (Архангельск), Светлана Владимировна Бережная (Архангельск), Зоя Магомедовна Рашидова, Нина Егоровна Югай (Тырныауз), Елена Куприяновна Манджиева (Элиста), Елена Валериевна Зудова (Новомосковск), Любовь Васильевна Кострикова Сургут), Людмила Николаевна Перевалова (Лесосибирск), Марина Александровна и Дарина Колосковы (Саров), Александра Сергеевна Антонова (Тюмень), Светлана Игоревна Константинова (Санкт-Петербург), Любовь Александровна и Сергей Тимофеевич Никитины (Йошкар-Ола), Лариса Ивановна Чистякова (Астрахань) и многие-многие.

С благодарностью и любовью ко всем, кто поддерживал и помогал нам в эти годы, кто верил и бескорыстно служил нашему делу, кто строил и наполнял жизнью Альфа-Диалог: Игорь Вадимович Ядровский, Марина Васильевна Сидорова, Вера Владимировна Байкова, Юлия и Анна Михалевы, Екатерина Лихачева, Марина Богданова, Вячеслав Фетисов, Дарья Худякова, Евгений Черняев, Валерия Ядровская, Надежда Ивановна Бочманова, Марина Анатольевна Бабурина, Ксения Никитина, Яна Тетерина, Дарья Балицкая, Лидия Баранова, Анна Гаврилова, Алексей Иванович и Юлия Александровна Дуневы, Марина Владимировна Лазарева, Наталья Николаевна Крашенинникова, Елена Владимировна Белина…

C надеждой — на новые проекты — для детей и для взрослых, для сердца и разума, на благо России.