Занятие «Лингвистика»

Автор(ы): 
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Иванович Дунев

 

Как растут слова в языке. Занятие-исследование


Морфемный разбор слова

Порядок морфемного разбора слова:

1) записать слово и определить, к какой части речи оно относится;

2) выделить в слове окончание (если это изменяемая часть речи) и основу;

3) установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем);

4) выделить в слове приставку (приставки) и суффикс (суффиксы), если они есть;

5) выделить корень слова.

 

Образец рассуждения

наполнили

1) наполнили — глагол в форме прошедшего времени — изменяемое слово (наполнил, наполнила, наполнило), значит в нём можно выделить окончание : наполнили;

2) часть слова без окончания — это основа: наполнили;

3) слово наполнили представляет собой форму прошедшего времени глагола наполнить, значит в его основу входит формообразующий суффикс прошедшего времени -л-: наполнили;

4) слово наполнить имеет значение «сделать полным чем-либо» и образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса -; значит в слове наполнили можно выделить приставку на- и суффикс -: наполнили;

5) корень слова — -полн-: наполнили.

 

Разберите по составу.

Птенчик, зайчик, извержение, воробышек, нельзя, блестящий, написанным, негодяй, внять, будочка, разобраться, уважение, обеспечение, обдумывать, предприятие, туловище, переборка, сочувствие.


Укажите слова а) с одинаковым суффиксом -очк-; б) без суффикса; в) с одинаковым морфемным составом (корень – суффикс – окончание); г) состоящие из 4 морфем.

Бабочка, ошибочка, колбочка, коробочка, булавочка, русалочка, улыбочка, клумбочка, беседочка, скидочка, пеночка, вазочка, козочка, лодочка, выскочка.


Установите, на каком основании объединяются подчеркнутые слова в высказываниях писателей.

1. Слово «врач», как ему объясняли когда-то, совсем не случайно состояло в родстве со словом «врать», сиречь говорить, и в особенности — произносить заклинания. Половина, если не больше, лекарского успеха зависела от умения подыскать нужное слово, способное отвлечь страдальца от горестного созерцания и обратить его дух на путь излечения. (М. Семенова) 2. Почему бы лягушку не назвать цаплей? Раз она не лягает, а цапает, может, лучше назвать ее цаплей… (Ф. Кривин) 3. Пролетарий и есть тот, кто, значит, пролетит по всем пунктам… (А. Белый) Скорбь и впрямь скребёт. Печаль печёт, Грусть умеет грызть, Кручина крушит. (В. Берестов) 4. У слова есть корни. И есть родня. Они не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: — Защити меня! — Это значит: — Спрячь меня за щитом! (С. Островой) 5. Завтрак – это то, что нужно есть завтра. (Ф. Кривин) 6. Ведь всякий раз, когда мне удается хорошо написать, читатели говорят: «Молодец!» И я молодею. (М. Пришвин) 7. Иное озарение — сплошное разорение. (Ф. Кривин)


Установите, какие из подчеркнутых слов являются однокоренными, какие исторически родственными, а какие только созвучными. Опираясь на лексические значения слов, напишите текст, объясняющий родственные отношения подчеркнутых слов.

Персты перса были усыпаны перстнями, которые проступали сквозь перчатки, а на перстах его наперсницы был только наперсток. (Ф. Кривин)


Выпишите поэтические окказионализмы (авторские новообразования), созданные К. Д. Бальмонтом. Объясните значение каждого выписанного слова. Определите, какую роль играют эти слова в тексте.

 

Воскликновение

Из всех таинственный, кем столько песен спето,
Как на лугу цветов и звезд с ночною тьмой,
Свирельник с именем лилейно-легким Фета,
Светильник твой погас, когда зажегся мой.

Еще горит мой день, но мгла вечеровая
Океанически влилась в пожары дня.
Кому мне передать, звено с звеном сливая,
Свирель, чтоб пела песнь, достойную меня.