Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся при изучении иноязычной культуры

Автор(ы): 
Коваленко Светлана Владимировна, МАОУ Белоярского района «ООСШ(полная) № 2 г. Белоярский» ХМАО

К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов).

Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению термина «организационно-педагогические условия». В частности, Е.И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Н.Н. Кузина обращается к инновационному методическому обеспечению как одному из организационно-педагогических условий в профессиональном образовании. Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач.

Основные организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций представляют собой совокупность инновационной образовательной среды, структуры и содержания учебно-методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций.

Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

Чтобы определить сферу интересов учащихся, я  предложила им расположить различные виды времяпровождения (занятия физкультурой, музыкой, искусством, танцами, чтение книг, прогулки с друзьями, а также компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет (ICQ)) в порядке их предпочтения. 60 % учащихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет (ICQ).

 

 

Инновационность образовательной среды достигается внедрением в учебный процесс элементов инновационных технологий:

1. Метод  проблемного  обучения  составляет  органическую  часть  системы проблемного обучения. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую стороны.  Ее  задача  — направить  деятельность  учащихся  на   максимальное   овладение   изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности,  вызвать  интерес к ней.

2. Метод  алгоритмизированного  обучения

 Деятельность  человека  всегда можно рассматривать  как  определенную  последовательность  его  действий  и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому  для  описания  алгоритма  решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

3. Исследовательская работа учащихся в группах. «Учимся вместе». В данном случае акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах до пяти человек. Они выбирают подтему общей темы, которую нужно изучить всем классом.  Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще всего такой вариант работы используется в проектной технологии.
Одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей, — вот основные принципы работы в группах.

4. Интерактивные  формы  обучения (инсценировки, проекты, дискуссии) на основе привлечения дополнительных материалов (лимерики, сказки, рекламные материалы и т.д.) способствуют созданию творчески-развивающей образовательной среды за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания, за счет насыщения содержания обучения материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников.

Но как сделать так, чтобы и учащимся было интересно, и учитель мог контролировать процесс усвоения материала и создания творческого продукта? Необходимо было определить наиболее эффективные направления  в работе.

Я  выделила основные направления использования информационных технологий: использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем; создание собственных проектов и презентаций; использование ресурсов сети Интернет и электронной почты.

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем

Компьютерные программы для изучения английского языка обычно включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, отработку фонетической стороны речи и, как правило, сопровождаются увлекательным звуковым и графическим оформлением. 

                  

В своей работе я использую следующие мультимедийные курсы:

  • «Английская грамматика»  (хорошо соотносится с программным материалом 5-11 классов, имеет достаточное количество упражнений, учащиеся имеют возможность проверить себя сами).
  • «Профессор Хиггинс» (предлагает интересный  материал не только по 4 основным аспектам языка, а также по страноведению).
  • «Английский: путь к совершенству 2» (Syracuse Language, Медиахаус) для учащихся 9-11 классов, совершенствующихся в практике разговорной речи.
  • «Английский язык для учащихся 5-9 классов» серии «Образовательная коллекция».
  • «Английский язык. Интерактивный тренинг» — для подготовки к ЕГЭ».

С одной стороны, по своей сути мультимедийные программы — это компьютерные игры, которые так привлекают учащихся. С другой стороны, это интеллектуальные игры, которые позволяют решать ряд методических и дидактических задач.

Особой популярностью у учащихся во время изучения элективного курса «Английский для путешествий», разработанный и апробированный мной в  2009–2010 учебном году, пользуется обучающая  программа «Английский для путешествий».

2. Создание собственных  проектов и презентаций

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учащиеся и сами способны создавать оригинальные учебные материалы следующими программными средствами: пакет программ Macromedia Flash, MS PowerPoint.

Компьютерная программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как доступное, эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций. Принимая во внимание преимущества презентации PowerPoint, такие как :

  •  универсальность и простота;
  •  в сочетании разнообразной текстовой, графической, аудио- и видеонаглядности, возможности управления вниманием за счет эффектов анимации и гиперссылок;
  •  возможность осуществлять как опорную поддержку, так и работать в интерактивном режиме;
  •  экономии учебного времени (на уроке, при подготовке к урокам).

становится возможным использование презентаций на любом этапе урока.

При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки, фотографии, которые позволяют  осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию, выделять функциональные особенности, подавая их квантами. Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками), а также в качестве конечного продукта по окончанию изучения определённой темы. При наличии в классе мультимедийной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания.

 

3. Использование ресурсов сети Интернет и электронной почты

Изучая на уроках правила написания личных и деловых писем, использую электронную переписку, которая, помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучения культуры, имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Анализируя опыт использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам, я пришла к следующим выводам:

  1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя.
  2. Электронная коммуникация — прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей.

Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.

Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности, использование e-mail должно быть целенаправленным, а набор заданий разнообразным: поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке; напишите информацию о себе; вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю; для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы; примите не меньше трех ответов на свои сообщения; предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.

4. Создание Web-страниц

В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи.

В 2008 году одной из первых прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего»,   ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области», которая помогла мне повысить уровень моих знаний, касающийся способов использования компьютера при работе над проектами.

Совместно с учащимися, начиная с 8 класса, мы создаём не просто информационные проекты, а проводим исследовательскую работу, требующую усилий и внимания, а также времени на подготовку, но способствующую формированию навыков самостоятельной работы и работы в группе, а также активизации познавательной деятельности учащихся. Конечными продуктами данной деятельности являются создание презентаций и буклетов, как отчёт о проделанной работе, а самое главное учащиеся учатся создавать свои Web-страницы.

Начиная с 8-9 класса, учащиеся пробуют самостоятельно работать с Интернет-ресурсами. Изучаемые в 8-9 классах темы (традиции,  мода, спорт, музыка, литература, здоровый образ жизни), дают большие возможности привлекать дополнительный страноведческий материал. На данном этапе обучения учащимся уже вполне по силам подготовить небольшое сообщение или доклад по предложенной теме. Самый удобный способ найти дополнительный материал – воспользоваться ресурсами сети.

Работа с ресурсами подобного качества требует от учащихся развития специальных умений, включая умения наблюдать, распознавать и критически анализировать языковой материал.

 

5. Международные образовательные туры

Образовательные туры за рубеж — в первую очередь, конечно, языковые, в последнее время заметно прибавили в объёме. Такому росту популярности немало способствует их высокая эффективность: 100 % погружение в среду за пару недель снимает пресловутый «языковой барьер», над которым российские учителя иностранных языков порой бьются годами.

Целью таких программ является развитие и поддержка способных учащихся, мотивированных на дальнейшее получение гуманитарного образования; совершенствование языковой, межкультурной и социокультурной компетентности, формирование ценностных ориентиров у молодого поколения России посредством воспитания любви к родному языку и культуре и приобщения к языку и культуре других стран.

 Это уникальная, не имеющая аналогов программа обучения английскому языку и культуре не только принимающей страны, но и своей собственной, которая помогает обучать людей разного возраста, в том числе школьников и студентов.

Интеллектуально-творческие конкурсы, игры,  вечера творчества,  общение с носителями языка в свободное время и доступ в Интернет позволяют учащимся в короткие сроки не только раскрыться самим, узнать поближе других ребят своей команды, но и найти себе новых, не менее интересных друзей как среди одногодок, так и среди преподавателей.

Основной целью образовательных туров является обучение. Причём обучение не только английскому языку. В учебную программу входят разнообразные лекции, просмотры фильмов, составление проектов и их защита. Английский язык преподают носители языка, которые  интенсивно используют методику «погружения». Стоит заметить, российская  программа образования имеет абсолютное различие с той, которую предоставляют при получении дополнительного образования за границей. 

Кроме изучения языка, учащиеся занимаются  по таким направлениям, как «Я- читатель», «Я - художник», «Я - зритель», «Современная литература», «Межкультурная коммуникация», слушают лекции по зарубежной и русской современной культуре, выполняют коллективные творческие проекты.

Перед началом  проекта всех участников распределяют по группам таким образом, что в каждой группе находятся представители  разных культур. Темы проектов являются актуальными и интересными как для подростков, так и для их учителей, например  «Школа моей мечты», «Подросток и окружающий мир» и другие. Несмотря на то, что проекты выполняются на русском языке, обобщить полученные знания и представить проект необходимо по-английски.

За особо выдающуюся работу и коммуникабельность некоторых участников награждают скидками на любую поездку в течение года.Уверенность в своих силах, умение  общаться  на английском языке, новые знакомства и друзья - вот результат образовательных туров.

В общении с коллегами учитель получает новый заряд энергии для реализации своих задумок с учетом уже новых европейских веяний. Проживание в колледже и общение с преподавателями создает ощущение отсутствия каких бы то ни было границ и  различий. Одно только общее стремление к познанию друг друга , ценностей и приоритетов другого.

Образование за рубежом открывает новые горизонты, новые возможности, новые перспективы и новый мир: Учеба за рубежом не дешева, но это инвестиции в будущее, которые принесут огромные дивиденды. Изучение иностранного языка в его языковой среде происходит гораздо быстрее и качественнее обычных методов.

Создание  оптимальных организационно-педагогических условий является, на мой взгляд, обоснованным, законным и действенным способам обновления структуры педагогического процесса, который:

  • позволяет развивать ключевые компетенции учащихся и повышать их функциональную грамотность по предмету;
  • способствует развитию конкурентоспособной личности на мировом уровне;
  • активизирует познавательную деятельность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
  • обеспечивает учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  • приучает учащихся к самостоятельной работе с материалом;
  • повышает интенсивность учебного процесса;
  • дисциплинирует самого учителя, формирует его интерес к работе;
  • позволяет преодолеть психологический барьер общения в иноязычном коммуникативном пространстве.

​Литература

  • Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского.: М., 1990.
  • Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании  [текст] / Е.И Рогов.- М.:Владос, 1996.
  • Щукина, Г.И. Активизация  познавательной  деятельности  учащихся  в учебном процессе [текст] / Г.И. Щукина.- М.: Просвещение,1990
  • Энциклопедия  психологических  тестов.   Темперамент,   характер, познавательные процессы.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
  • Карпичев, В.С. Организация и самоорганизация социальных систем [Текст]. Словарь / В.С. Карпичев. – М.: Издательство РАГС, 2004.
  • Коротеев Б. Н. Ученье – процесс творческий [текст] / Б. Н. Коротеев. – М.: Просвещение, 1960.
  • Как обучать технологии [Текст] //Школа и производство .- 1998. - №6.
  • Журнал «Иностранные языки в школе».-  2007
  • Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. [текст]/ И.А. Зимняя.-М., 1991
  • Дайри Н.Г. Обучение истории в  старших   классах:    Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. [текст] / Н.Г. Дайри. –М.: Просвещение, 1988.
  • Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. Основы) [текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982.
  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.:ООО «Мир книги», 2001.- 95 с.