Гиперактивность и социальная адаптация. Как помочь ребенку с синдромом СДВГ

12 августа 2021

11 августа в центре дополнительного профессионального образования «Альфа диалог» прошла консультация для родителей. Темой стала проблема гиперактивности детей. Почему возникает синдром дефицита внимания? Что такое гиперактивность? И что делать, если вы обнаружили подобное состояние у своего ребенка? На эти вопросы ответила клинический психолог Ольга Анатольевна Пегина.

Говоря о гиперактивности, в первую очередь, нужно понимать, что это – состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает допустимые нормы. Этот диагноз был у таких выдающихся личностей, как Генри Форд и Уолт Дисней. Чаще всего гиперактивность проявляется в импульсивности, рассеянном внимании. «Говорят, что гиперактивные дети провоцируют конфликтные ситуации. Если в семье нет миротворца, который способен мирно улаживать конфликты, ребенок этому не научиться», - отмечает Ольга Анатольевна.

Несмотря на проблемные стороны этого вопроса, интеллект и потенциальные возможности детей с СДВГ очень высоки. Ребенок не может волевыми усилиями контролировать свое поведения в силу своего небольшого возраста. Таким детям, как воздух, необходима поддержка семьи и учителей, а также работа с психологом. Если привить ребенку структурированность, признаки поставленного диагноза будут незначительно проявляться. Не забывайте, что психическое здоровье детей зависит именно от родителей.

Синдром дефицита внимания, или как научиться концентрации?

Для начала нужно поговорить о внимании. Оно делится на три части – концентрация – степень сосредоточения на одной задаче, когда нужно сознательно удерживать задачу в голове и не обращать внимание на все остальные, объем – желание удерживать внимание нескольких объектов или явлений, важна концентрация на объекте, и распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в решении одной важной задачи.

Если поставлен диагноз СДВГ, то нарушены ВСЕ ТРИ компонента внимания. Когда у ребенка рассеянное внимание, он концентрируется на многих вещах, отвлекаясь от главной задачи.

Причины СДВГ

У синдрома дефицита внимания есть два периода: первый – натальный (предродовой) и второй, который наступает уже после родов. В первый период происходят патологии во время беременности. У ребенка может возникнуть синдром СДВГ или гиперактивность – от анемии, от токсикоза, курения, употребление алкоголя, лекарственных препаратов. После родов есть три причины возникновения синдрома – черепно-мозговые травмы у ребенка, остаточные явления инфекционных заболеваний, а также интоксикация, перенесенная ребенком. В результате воздействия таких факторов начинается процесс нарушения психики, а также памяти, речи и восприятия.

Чаще всего подобная проблема возникает у детей за время обучения в школе, поэтому они начинают отставать от своих сверстников. Родители должны стараться поддержать ребенка и относиться к нему с пониманием, не проявлять агрессии, так как люди с синдромом СДВГ находятся в нестабильном психическом состоянии, и агрессивное поведение кого-либо из их окружения может негативно влиять на ребенка.

Основные признаки СДВГ у ребенка

1. Если ребенок надолго не может сконцентрировать внимание на конкретном занятии, а также раздражает окружающих своим поведением. Из-за невнимательности ребенок не доводит работу до конца. Может показаться, что таким образом он высказывает протест, но на самом деле не в состоянии усвоить правила работы.

2. Постоянно теряет вещи, те предметы, которые нужны ему в школе или дома.

3. Внешний вид. Несмотря на поглаженную одежду, он всегда будет выглядеть неопрятно.

4. Может не слышать родителей или учителей, когда к нему обращаются, к нему нужно обращаться несколько раз.

5. Ребенок, у которого развивается гиперактивнотсь, может избегать тех занятий, которые требуют длительной концентрации внимания.

6. Не может усидеть на одном месте. Постоянно крутится на стуле и вертится.

7. Очень быстро разговаривает. Отвечает до того, как спрашивающий договорит свой вопрос.

8. Ребенок очень сильно устает к вечеру, вне зависимости от того, чем он занимается, а также не может уснуть и снять напряжение, которое накопилось за день.

Советы родителям

1. Организовать четкий и ясный для ребенка режим дня. Компромиссы здесь неуместны. Важно отслеживать, чтобы вы, как родители, показывали соблюдение этого режима. Нужно добиваться своей позиции четко и спокойно. Ребенок должен почувствовать собственную ответственность. При этом важно не забывать его хвалить, однако если он что-то не выполнит, не нужно относиться к этому слишком критично. Можно начать с наблюдения за ребенком, проявлять доброжелательность по отношению к нему, и тогда он будет вас слушаться. Если правила и четкий распорядок дня отсутствует, то ребенку нужны шаблоны.

2. Меньше запретов. Запреты негативно сказываются на психическом состоянии. Ребенок будет пытаться понять, почему вы на него кричите, и это не приведет ни к чему хорошему. К тому же, всем нам известна поговорка «Запретный плод сладок». Если мы будем ограничивать ребенку доступ к чему-либо, он будет хотеть этого еще больше.

3. Помогайте ребенку социализироваться. Разделяйте сложные задачи на простые. Информацию можно разбить на части и повторить несколько раз. Очень важен физический контакт с родителями – можно обнимать ребенка в сложных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями.

4. Найдите для ребенка удобное место. Гиперактивный ребенок должен удобно сидеть, но вдалеке от окна и двери. При рассеянном внимании он будет отвлекаться. Не нужно удерживать его на одном месте, так как это может вызвать неудобство. Важно создать уютное, привлекающее рабочее пространство, убедиться, что он понимает, что выполнение домашней работы – не наказание. Наблюдайте за ребенком и не давайте ему уставать. Если ребенок устает, то с ним становится сложно общаться. СДВГ является актуальной проблемой, на которую родители непременно должны обращать внимание. Ольга Антоновна подчеркивает, что детям необходима поддержка родителей. Находите повод, чтобы похвалить ребенка даже за самую незначительную победу. И помните – гиперактивность – это не отклонение, а особенность, которую нужно принять.

Валентина Ридель, студентка СПбГУ,
практикант Центра